====== Освещение сцены: исторический очерк ====== Театр представляет собой единство сложных и разнообразных процессов и явлений.\\ Его создают не только драматургия и игра актёров, но и декорации, звуковое оформление, театральная техника, художественное оформление зрительного зала, фойе, здания и, конечно, театральный свет. Свет в театре называют «**главным волшебником**».\\ С его помощью решается множество задач — от создания условий видимости на сцене до тончайшего __психологического__ и __физического__ воздействия на зрителей.\\ Освещение декораций и костюмов позволяет выявить объём и фактуру, передать живописные нюансы, создать иллюзорные эффекты тех или иных материалов, тканей, трансформировать их цвет.\\ С помощью света можно имитировать рассвет, закат или картину пожара, передавать тончайшие цветовые переходы, обогащая цветовое решение как спектакля в целом, так и отдельных актов, картин, эпизодов.\\ Для обогащения об разов действующих лиц подбирается художественный свет, выражающий и подчёркивающий роль персонажа. Характерное освещение может акцентировать появление какого либо героя или даже упоминание о нём. Театральный свет может выражать символические понятия и идеи (//война, мир, тревога, угроза и пр.//). Светом можно **__подчеркнуть и усилить драматургическое развитие сценического произведения__**, сюжетные повороты, а также композиционные построения сценического действия (появление главных героев, новых лиц), с его помощью __концентрируют и переключают внимание зрителей__.\\ Театральный свет создаёт оптические иллюзии глубины и ширины сцены, смещения планов, движения неподвижных предметов и т.д. Все эти задачи могут быть решены разными способами и каждый раз по новому, поэтому создание световой среды спектакля можно назвать __самостоятельным искусством__.\\ {{::1.jpg?100 |Масляный светильник итальянского театра XVII в.}}В основе искусства театрального освещения — постановочное освещение, представляющее собой комплекс светотехнических средств и приёмов, с помощью которых может быть воплощена та или иная идея, реализован сценографический замысел спектакля.\\ Место света в сценографии спектакля за висит от технических средств постановочного освещения.\\ В театре древней Греции, располагавшемся под открытым небом, существовало только естественное освещение, которое сочеталось с различными световыми эффектами, создаваемыми с помощью дыма и огня. Если по ходу действия требовалось изобразить пламя, под сценой разводили костры, и эти эффекты были достаточно хороши для своего времени. Когда театр стал закрытым, потребовалось искусственное освещение. На ренессансной сцене (//в итальянской опере, французских придворных празднествах//) впервые начали применять цветное освещение для нарядной, богатой цветом иллюминации сцены и зрительного зала. Примером может быть хорошо известная постановка в 1513 г. при Урбинском дворе комедии кардинала Биббиена «Каландрия». В самом начале XVI века в Италии появился театр с перспективными декорациями, в котором свет продолжал играть роль преимущественно нарядной иллюминации. Из трактата итальянского архитектора С. Серлио мы знаем, что верхний свет обеспечивали люстры с многочисленными восковыми свечами, подвешенные над сценой, а боковое освещение создавалось отдельными источниками света (//свечи и масляные светильники//). На сцене источники света укреплялись так, чтобы свет проникал через промежутки между отдельными декорациями и через окна передних фасадов. Серлио описывает и цветное освещение. Его получали, помещая перед источниками света прозрачные сосуды, наполненные разноцветными жидкостями. Например, раз ные сорта вин окрашивали световой поток в красные и янтарные цвета, а для получения голубого света Серлио рекомендует смесь химикалий. За источниками света устанавливали медный отражатель, похожий на тазик брадобрея. В театре той поры использовались и сюжетные световые эффекты, такие как, например, молния, которая получалась при помощи вспышки или особой ракеты, скользящей по натянутой проволоке. Сложившееся на придворных празднествах в Италии отношение к свету как к украшению сохранялось и в спектаклях при французском дворе. Выписанный из Пьемонта (//Италия//) скрипач Бальтазарини, назначенный по воле Екатерины Медичи первым балетмейстером Парижа, поставил свой знаменитый «**Комедийный балет королевы**» («**Цирцея и нимфы**») в 1581 г. на одном из придворных свадебных празднеств в зале Бурбонского дворца. Сцена и зал, пышно убранные, были залиты огнями свечей и масляных ламп, которые освещали роскошные костюмы участников из золотой и серебряной парчи, расшитые драгоценными камнями. Игра лучей на костюмах, драгоценных украшениях и блестящих декорациях вызвала аплодисменты у зрителей балета. В конце XV в. ренессансная сцена уступила место начальным формам кулисной сцены стиля барокко. Сценическое движение ушло в глубину. Ставшие подвижными декорации начали активно участвовать в спектакле. Теперь они не только обозначали место действия, но и помогали игре актёров, которые то появлялись на облаках, то спускались